Доля досуговых арендаторов в торговых центрах достигает 10%. Эксперты объяснили, почему они платят более низкие арендные ставки, чем остальные арендаторы
Доля досуговых арендаторов индивидуальна для разных торговых центров. В крупных проектах доля досуговых арендаторов составляет 5-10%, в небольших проектах количество таких предприятий существенно меньше и редко превышает 5% от общего числа арендаторов. Эксперт рынка коммерческой недвижимости Петербурга Полина Фиофиолова рассказала
Полина Фиофилова, руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU:
- Досуговая составляющая является важной частью концепции почти любого торгового комплекса, так как она помогает привлекать трафик и позволяет привлекать разнообразную аудиторию. Очень большое значение придаётся детской аудитории. Работа с ней ведётся через различные детские комнаты, развлекательные центры. В некоторых комплексах сами собственники без привлечения операторов разрабатывают тематические парки, например, в Петербурге компания Fort Group в своих проектах запустила парки Angry Birds и Gorilla Park.
Как правило, большие якорные досуговые арендаторы платят либо более низкую ставку, либо фикс + процент. С общепитом всё по-другому. Сегмент питания, как правило, представляется небольшим фудкортом и одним-двумя серьёзными ресторанами. При этом у ресторанов, работающих на фудкорте, за счёт небольшой площади ставки были высокими. Сейчас мы видим, что эффективное использование небольших площадей при высоких ставках является эффективным инструментов для ТЦ. В некоторых случаях именно фудкорты вытягивают торговый комплекс.
Трендом последнего времени является, что торговые центры проводят реконцепцию дворика в фудхолл. Например, в Петербурге целый комплекс "Варшавский экспресс" переориентирован на один большой фудхолл и его открытия мы ждём в сентябре.
Безусловно, такие объекты также генерируют трафик, так как здесь непросто приходят поесть, но и встречаются с друзьями, общаются и, как следствие, делают покупки у других арендаторов.
Например, в Петербурге есть два комплекса, где внутри располагаются аквапарки. Так, например, мы участвовали в становлении ТРЦ "ПитерЛэнд", в который поначалу арендаторы не очень верили, но более высокая, чем в других проектах развлекательная составляющая привели к хорошим показателям прямо сейчас за счёт постоянного трафика.
К фитнес-центрам и другим спортивным арендаторам я отношусь более скептически. На мой взгляд, трафик они генерируют довольно низкий и при этом платят очень скромные ставки. Пример того же Варшавского экспресса в Петербурге является достаточно показательным, где сидел известный фитнес-центр "СпортЛайф", но комплекс стоял таким мёртвым, что его полностью переделывать во что-то другое. В историю фитнес-центров как якорных арендаторов я не верю, но если есть свободные площади, то почему бы и нет.
Детские центры, развлечения и фудхоллы - это идеальные досуговые арендаторы. Думаю, что операторы, которые давно работают будут что-то менять. Например, боулинг является уже очень устаревшей историей. Также есть сомнения по поводу караоке и дискотек.
Среди положительных примеров могу выделить Охта Молл в Красногвардейском районе Петербурге, который занимает огромную площадь в сомнительной локации, но за счёт грамотной концепции, интересного набора арендаторов под различные аудитории сейчас хорошо раскачался. Также среди положительных примеров могу выделить "Жемчужную плазу", где также есть интересное сочетание арендаторов и куда стоит очередь на площади. Именно благодаря этому было принято решение о строительстве второй очереди, однако из-за пандемии эти планы приостановились, но я уверена, что в будущем они обязательно воплотятся.