Компании, предоставляющие услуги слежки за абонентами сотовой связи, пользуются все большей популярностью среди работодателей.
В то же время правозащитники считают, что такая практика несет потенциальную угрозу правам человека.
За последние несколько лет британские компании, предоставляющие услуги по слежению за мобильными телефонами, столкнулись со взрывным ростом интереса к ним со стороны фирм, желающих за счет технологических новинок повысить производительность труда, пишет Reuters.
По словам сторонников слежки, она дает много преимуществ, начиная от знания того, застрял ли работник в баре, а не в автомобильной пробке, и заканчивая возможностью быстро отыскать конкретного сотрудника и при необходимости переместить его в другое место. Кроме того, слежение позволяет руководителям проверять, действительно ли работники перемещаются по служебным делам по кратчайшему маршруту и насколько обоснованы транспортные расходы, заявляемые ими. Наиболее очевидное применение технология должна найти в транспортных фирмах и службах доставки.
Чтобы установить наблюдение за мобильником, достаточно иметь компьютер, подключенный к интернету. При активизации слежки телефона аппарат становится мобильной электронной меткой, и за его приблизительным местоположением можно наблюдать на веб-сайте провайдера данной услуги. Слежение за SIM-картами телефонов выполняется с различной точностью, в зависимости от плотности антенн в области покрытия. В центре города аппарат можно отыскать с точностью до сотни метров, тогда как в сельской местности точность может быть до нескольких километров.
Кевин Браун (Kevin Brown), технический директор фирмы Followus, оказывающей услуги слежения, считает, что в слежении нет ничего тайного, так как она регулируется строгими правилами. "Сотрудник должен выразить согласие на то, чтобы за его мобильником устанавливалась слежка. Фирма не может заказать слежение за телефоном без уведомления пользователя, - говорит он, - Установленные государством правила предписывают периодически отправлять в случайном порядке оповещения на каждый телефон, за которым ведется наблюдение, информирующие пользователя о слежке".
Хотя услуга, впервые появившаяся в 2003 г., сначала вызвала бурю интереса среди частных лиц, подозревающих своих партнеров в неверности, будущие детективы быстро разочаровались в ней. "Невозможно просто взять на денек телефон партнера и "дать согласие" на слежение. Случайные оповещения делают такие уловки бесполезными", - говорит г-н Браун.
Фирмы же наряду с желанием знать, чем занимается персонал в рабочее время, часто утверждают, что беспокоятся за безопасность сотрудников. "Многие фирмы хотят следить за персоналом. Некоторые считают себя ответственными за сотрудников в случае чрезвычайных происшествий", - говорит г-н Браун. По его словам, фирма Followus, открытая в 2003 г., в настоящее время имеет 50 тыс. абонентов, и каждый месяц эта цифра увеличивается на 5 тыс.
Не все, однако, испытывают восторг от того, что за ними ведется слежка. Представители группы защиты гражданских свобод Liberty утверждают, что с распространением слежки встают вопросы конфиденциальности информации. Кроме того, считают они, слежение может представлять потенциальную угрозу правам человека, особенно учитывая неравенство в отношениях работодателя и работника. "Вполне обоснованы опасения, что персонал могут принуждать давать согласие на слежку. Сама технология нейтральна, однако проблема в том, как она используется", - уверена представитель группы Джен Корлю (Jen Corlew). По ее словам, распространение слежения вызывает беспокойство, так как оно вызвано требованиями рынка, а не правами работников.
Услуга слежения за мобильными телефонами также получила в Великобритании распространение среди родителей, беспокоящихся о своих детях. |