В ближайшее время эксперты ожидают волну "разоблачительных" публикаций в желтой прессе в связи с тем, что база данных крупнейшей системы знакомств могла быть похищена
Под раздачу могут попасть политики, бизнесмены, артисты, спортсмены и миллионы простых людей, неприкосновенность личной жизни которых оказалась под угрозой.
В интернете появились объявления о продаже базы данных (по официальным данным, в системе зарегистрированы свыше 2 млн человек) крупнейшей в России системы знакомств Mamba.ru, которая используется на многих сайтах. Ее стоимость - 5 тыс. евро. Впрочем, в самой компании опровергли утечку и назвали произошедшее черным PR.
Таким образом, фотографии, контактные данные и интимная переписка людей (в том числе и известных) за 2004-2005 годы имеет все шансы попасть к злоумышленникам. В предложении о продаже базы говорится, что покупатель узнает, "с кем, как и как часто звезды занимаются сексом". То есть фактически любой желающий может за определенную сумму покопаться в грязном белье кумиров и простых смертных и, что еще хуже, растиражировать эту информацию.
"Мы предлагаем вам полную информацию, которая недоступна посетителям этих сайтов, включая переписку, контактные e-mail и ICQ, номера мобильных телефонов, с которых "поднималась" анкета, номера мобильных телефонов, с которых совершались звонки владельцам анкет, IP адреса, с которых заходили владельцы анкет и многое другое! В базе собрана ВСЯ информация, начиная с 2004 года, включая удаленных пользователей и удаленную на сегодняшний день информацию", - говорится в тексте предложения о продаже.
Как говорит эксперт Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" Евгений Альтовский, не стоит ждать того, что кто-то понесет ответственность за утечку конфиденциальной информации. Во всяком случае, компания "Мамба Сервис" заранее сделала все, чтобы отвести от себя возможный удар, включив в договор о предоставлении услуг службы знакомств предупреждение: "компания не несет ответственности... за причинение вреда, ущерба, потерю информации или за причинение любых других убытков, которые возникли при пользовании сайтом".
По мнению г-на Альтовского, "появление в свободной продаже подобных баз данных является индикатором того, что в России не работают обычные в таких случаях регуляторы отношений - правовые и этические".
Базы данных по сделкам с недвижимостью, банковским проводкам, абонентам сотовых операторов, а теперь и службы знакомств продаются на каждом углу, но никто из сотрудников организаций, виновных в утечке конфиденциальной информации, не был привлечен к ответственности. В свою очередь, абоненты операторов сотовой связи, чьи базы были украдены для продажи, могли бы, по мысли г-на Альтовского, "проголосовать рублем" и уйти к другому оператору, но этого также не происходит.
Также он выразил сомнение в том, что ситуация кардинально улучшится после ратификации Россией "Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных". По его словам, российское законодательство и сейчас предусматривает как ответственность за необеспечение сохранности подобных сведений, так и за их распространение.
"Очевидно, что такой объем информации у службы знакомств не могли украсть хакеры, в этом должен был участвовать кто-то из сотрудников самой компании. Но всем глубоко безразлично, что информация конфиденциального плана может быть обнародована, все относятся к этому просто как к неизбежному риску. Ведь недостаточно трепетное отношение к сохранности персональных данных в реальной жизни не грозит российским компаниям ни ответственностью перед законом, ни серьезным ущербом для репутации", - добавил г-н Альтовский.
Однако в Mamba.ru опровергли утечку: "Объективных причин, по которым пользовательская база данных компании могла оказаться на пиратском рынке ПО и БД, нет. Утечки информации с нашей стороны произойти не могло, поскольку круг сотрудников, имеющих доступ к базе данных, строго ограничен. Сейчас мы собираем дополнительную информацию, но уже на данном этапе можно заявить, что слив подобной информации на рынок больше напоминает оплаченный черный PR, нежели реальный факт", - заявил исполнительный директор компании "Мамба" Максим Трухин. |